Тринадцать сирских отцов - просветителей Грузии

Святые и подвижники Православия - Грузинские Святые и подвижники

 

Память 7 мая

Иверская Церковь впервые просвещена проповедью свв. апостолов Андрея Первозванного и Симона Канонита, но окончательное водворение христианства в Грузии и объявление его религией государственной является плодом миссионерских подвигов св. Нины, которую Грузинская Церковь достойно величает равноапостольной. Впрочем, и после св. Нины язычество в Грузии до такой степени было еще сильно, что для очищения от него христианства нужно было еще много употребить трудов. Величайшую заслугу в этом отношении и оказали 13 сирских отцов, довершивших христианское просвещение и устройство Грузинской Церкви.

Вот имена их прп. Иоанн Зедазнийский - венец и украшение подвижников, прп. Шио Мгвимский - образец слез и плача христианского, крепость Грузинского царства, прп. Давид Гареджийский - блистающий жемчуг святости и постничества, прп. Антоний Марткопский - многосветлое солнце постничества, прп. Исе (Иессей) Цилканский - орган всесвятой любви и непорочности, прп. Иосиф Алвердский - вожделенный цвет девственности, прп. Стефан Хирский - исполненный силы и ведения, прп. Авив Некресский - украшение священномученичества, прп. Пирр Бретский - божественный образец плача, прп. Зенон Икалтский - столп сладкого послушания, прп. Михаил Улумбийский - образец чистой правды и веры по ней, прп. Исидор Самтавийский - вертоград добродетелей и прп. Фаддей Степанцминдский - столп божественной веры и воздержания.

Одному из этих отцов, а именно Иоанну Зедазнийскому, явилась в сонном видении Пресвятая Дева и повелела ему с двенадцатью учениками идти в страну Иверскую для окончательного насаждения в ней христианства. Смиренный монах, рассказав своим ученикам об этом откровении, повелел написать каждому из них на хартии свое имя и положить на престол, чтобы никого из них не оскорбить произвольным избранием в далекий путь. Целую ночь ученики провели в молитвенном бдении. По совершении ими еще на рассвете Бескровной Жертвы и приобщении Святых Таин тихо сошел к лику земных ангелов Ангел небесный, взял с престола двенадцать имен и пред лицом всех вручил их в руки прп. Иоанну. Тогда Иоанн преподал остальной братии, восплакавшей о разлуке с любимым наставником, отеческие наставления и поручил их некоему иноку старцу Евфимию, а сам отправился с двенадцатью учениками в Иверию.

Не скрыл Бог Своих избранников в стране Иверской: Ангел Божий явился в сонном видении Мцхетскому Католикосу Евлавию и возвестил ему о скором прибытии сирских отцов. "Вот идет к тебе, - сказал он ему, - прославленный раб Иисуса Христа Иоанн с учениками своими просвещать страну сию, как некогда святая Нина; встань, иди навстречу к ним и с великой любовию приими их, ибо они посланы Богом и внутренний человек их украшен духовно".

Евлавий торжественно, с духовным собором, вышед к ним навстречу и, увидав их, убогих, босых и в рубищах, обратился к старшему из них, Иоанну, на сирском языке: "Благо пришел ты к нам, снятый отче!" Иоанн же повергся к ногам Католикоса и приветствовал его на грузинском языке: "Благословен Бог, удостоивший меня поклониться твоей святыне". Тогда царь Иверский Парсман, приняв от Иоанна благословение, спросил его, откуда он. Иоанн ответил: "Мы - рабы Божий, пришедшие к вам по велению Божию. Мир вам, и паки мир вам". Затем Католикос Евлавий ввел Иоанна с учениками в храм Мириана (первый христианский венценосец) и показал ему место мироточивого столпа и памятники первого христианства в Грузии.

Ознакомившись с городом, Иоанн местом своего постоянного пребывания сделал Мцхету, а своих учеников стал рассылать по разным местам Грузинского царства, сказав им наперед: "Вы видите, что страна сия есть новонасаждение для веры и требует напоения учением и утучнения корней веры проповедию и назиданием по духу апостолов".

Святые отцы в разных уголках Грузии основывали монастыри и утверждали народ в вере и в христианском законе, и в их монастырях и пустынях готовились такие же ревностные пастыри Церкви, как и они. В этих богатых и единственных тогда рассадниках христианского просвещения воспитывались будущие деятели на ниве Христовой; здесь получали свое образование все члены церковной иерархии, отсюда выступали вполне не подготовленные проповедники Христовой веры, обогащавшие Иверскую Церковь разного рода духовными сочинениями и переводами греческих отцов.

Остановимся в частности на деятельности некоторых из этих апостолов Иверской Церкви. Благодаря трудам прп. Иоанна христианство окончательно утвердилось во Мцхете и его окрестностях; язычество было искоренено, и гнусный обычай принесения в жертву богам младенцев навсегда прекратил свое существование.

До прихода сирских отцов, по свидетельству местного летописца, "во всей Цилканской епархии не было ни одного богослужения, ни веры православной, а было одно только имя христиан". Но вот прп. Исе Цилканский вооружается против гнусного язычества: он строит храмы, определяет к ним священников и диаконов, предписывая постоянно проповедовать слово Божие, истреблять неверие и пороки и обращать грешных на путь покаяния. И его труды увенчиваются полным успехом: паства его совершенно очистилась от примеси языческой и наконец в ней не осталось ни одного человека, который бы хотя в малой мере не ведал основных истин христианских. Прп. Исе не ограничивается, однако, своей епархией (он был епископом Цилканским), а отправляется в Кавказские горы, - и проповедь его там произвела такое впечатление на неверных, что "они во множестве стали обращаться ко Христу, сами истребляя поганых идолов и сокрушая непотребные капища их".

Так же успешна была проповедь и других отцов. Об одном из них, прп. Иосифе Алавердском, составитель его жития замечает: "Хотя блаженная Нина проповедовала кахетинцам Господа нашего Иисуса Христа и хотя многие из них уверовали в проповедь ее, так что благочестивые цари наши сочли нужным дать для них епископов, но при всем том суеверие еще не было истреблено: оно везде господствовало и во всей силе. Благодаря же трудам и энергии Иосифа Алавердского язычество было окончательно уничтожено; для руководства пастырей Церкви он написал катехизис о предметах веры, надежды и любви и снабдил им всех церковнослужителей".

Другой святой отец, прп. Антоний Марткопский, утвердившись в Марткопе (в 30 верстах от Мцхеты), проповедовал там Божественное слово между язычниками, и "многие из них крестились во Христа и утвердились в вере христианской".

Всех 13 сирских отцов Грузинская Церковь причислила к сонму святых как просветителей Иверии и устроителей ее церквей и монастырей. Прибытие их в Грузию случилось в середине VI в.