Святые и подвижники Православия - Мы православные! http://rushill.ru/gruzinskie-svyatie-i-podvizhniki/ Wed, 20 Jun 2018 22:34:48 +0000 ru-ru Мученик Гоброн, во святом крещении Михаил, и с ним 133 воина грузинских http://rushill.ru/gruzinskie-svyatie-i-podvizhniki/muchenik-gobron.html http://rushill.ru/gruzinskie-svyatie-i-podvizhniki/muchenik-gobron.html  

 

(† 914)
Память 17 ноября

Святой мученик Гоброн, во святом Крещении Михаил, и с ним 133 воина - грузинские мученики X в. Св. Михаил, происходивший из знатного княжеского рода, с юных лет отличался храбростью и неустрашимостью, за что и прозван был Гоброном, что значит на арабском языке "мужественный".
В 914 г. арабский военачальник Абдул-Касим, опустошив Армению, захватил Тбилиси и осадил крепость Квели, защищаемую св. Гоброном и его воинами. После двадцативосьмидневной осады, вероломно нарушив перемирие, арабы ворвались в крепость и пленили ее стойких защитников.
Грузинский царь Адарнасе II (881-923) выкупил многих пленных, но на выкуп св. Гоброна арабы не согласились. Эмир предложил ему принять ислам, обещая свободу и богатство, но получил решительный отказ. Тогда на глазах у Гоброна были истреблены 133 его воина, также отказавшиеся отступить от веры во Христа. Св. Гоброн, омочив в крови мучеников палец, изобразил на своем лбу крест и, возблагодарив Господа за ниспосылаемый мученический венец, кротко и незлобиво принял смерть через усекновение головы 17 ноября 914 г.
Тело св. Гоброна и тела 133 его воинов были зарыты в обширную яму. Чудный свет почти каждую ночь освещал могилу свв. мучеников, множество больных, приходивших на могилу святых, получали исцеление. Грузинская Церковь причислила мученика Гоброна и его воинов к лику святых и установила память им в день их мученической кончины.


]]>
noonesdeal@rambler.ru (Administrator) Грузинские Святые и подвижники Thu, 20 May 2010 17:20:16 +0000
Святой мученик Константин, князь грузинский http://rushill.ru/gruzinskie-svyatie-i-podvizhniki/muchenik-konstantin-knyaz-gruzinskiy.html http://rushill.ru/gruzinskie-svyatie-i-podvizhniki/muchenik-konstantin-knyaz-gruzinskiy.html  

(† 842)
Память 10 ноября


Святой Константин происходил из знатной грузинской фамилии в Верхней Карталинии, владевшей огромными имениями, унаследованными от предков. Он прославился в своей стране щедростью к бедным, покровительствовал церквам и духовенству. В его время Грузия часто подвергалась нападениям от разных врагов, в одну из битв с варварами Константин был взят в плен и отведен в тюрьму к эмиру Буте, который сначала заключил его в темницу, а затем отправил к царю Джепару. Царь стал его убеждать отречься от Христа, но Константин твердо исповедовал себя христианином. Он скорее желал подвергнуться смерти, нежели отречься от исповедания христианской веры, за что по повелению царя был усечен мечом в темнице, на 85-м году жизни, 10 ноября 842 г. Тело его было повешено на площади, но христианами взято и перенесено в Грузию, а где погребено оно - не известно. При Католикосе Иверском Иоанне II (871-893) в честь св. мученика Константина установлен был праздник и впоследствии составлена служба.

 

]]>
noonesdeal@rambler.ru (Administrator) Грузинские Святые и подвижники Thu, 20 May 2010 17:10:34 +0000
Святая великомученица Кетевань, царица Кахетинская http://rushill.ru/gruzinskie-svyatie-i-podvizhniki/velikomuchenitsa-ketevan.html http://rushill.ru/gruzinskie-svyatie-i-podvizhniki/velikomuchenitsa-ketevan.html  

(† 1624)
Память  13 сентября

Слава и украшение своей страны, блаженная Кетевань, дочь владетельного князя Багратиона Мухранскаго и правнучка Карталинского царя Константина III, христианским воспитанием, полученным ею от благочестивых родителей, с детства была подготовлена к высоким подвигам, которыми ознаменовалась ее жизнь, увенчанная мученическою кончиною за веру Христову.

После недолговременного супружества с Давидом Кахетинским (также из рода Багратидов), который скончался после шестимесячнаго царствования над Кахетией, Кетевань, осталась совершенно одинокой, так как и малолетнего сына своего Теймураза она, по смутным обстоятельствам времени, отправила заложником ко двору персидского шаха Аббаса I. В лице царицы народ чтил мудрую помощницу своего мужа в правлении страной, так как, даже в короткое время его царствования, она успела много совершить для благосостояния Кахетии: усмирила знать, привела в порядок разстроенные дела, доставила мир и благосостояние Церкви, построила несколько храмов, больниц, приютов для нищих и сирот, оградила царство от внешних враговЦарица. По смерти мужа она поселилась в одном уединенном месте и проводила время в богоугодных занятиях и чтении Священного Писания. В это время постигло ее новое тяжелое испытание: Константин, меньший брат ее мужа, бывший также заложником у персидского шаха, предался ему до такой степени, что даже, отрекшись от веры Христовой по научению шаха, желавшаго сделать из него орудие для подчинения себе Кахетинскаго царства, коварным образом убил своего престарелаго отца и брата - ради того, чтобы остаться единственным наследником царства, и, вступив на престол, потре-бовал от Кетевани, чтобы она сделалась его супругой.

Передав через послов Константина решительный отказ на его предложение, Кетевань обратилась к знатным кахетинцам, прося их защиты против насилия Константина, предупредив их об опасности, которая угрожает со стороны этого убийцы всему царствующему дому и всем жителям, которых он намеревается обратить в магометанство, и сказала при этом, что если не помогут ей защититься от беззаконных требовавий Константина, то она оставит Кахетию и возвратится к своему семейству. Услышав это от Кетевани высшие представители кахетинского народа обещали ей защиту, и выступили со своими воинами против Константина и убили его, а персидское войско, которое призвал Константин, чтобы сразиться с грузинами-христианами, было истреблено.

Кетевань решилась снова принять правление над царством и поселилась в городе Греми - древней столице Кахетии, находившемся у подошвы гор, отделяющих Кахетию от Дагестана. Однако вскоре, Кетевань, мысли которой давно уже были устремлены на служение одному Богу, почувствовала себя не в силах быть во главе царства, особенно же при таком трудном положении дел, какое было в то время; не имея кому передать управление, так как из всего царского дома не оставалось в живых никого, кроме ее сына, отрока Теймураза, бывшаго заложником при персидском дворе, она решилась устроить его возвращение и, отправив почетное посольство с богатыми подарками к шаху Аббасу I, написала ему, что если он не возвратит ей ее сына Теймураза, то Кахетия отложится от его зависимости. Опасаясь, чтобы Кахетия не присоединилась к Турции или России, шах Аббас позволил Теймуразу возвратиться в свое царство. Велика была радость царицы Кетевани при свидании со своим сыном. В особенности она была утешена тем, что, не смотря на долгое пребывание свое при персидском дворе, он не утратил веры своих отцов. Вскоре по прибытии его, она передала ему, как законному наследнику, управление всею страною, сама же успокоилась в уединении, предавшись теперь главной заботе о приготовлении к вечной жизни.

Но недолговременна была радость Кетевани по случаю соединения со своим сыном, недолговременно было и успокоение ее при возможности жить, как ей было по душе. Шах Аббас не оставлял мысли о подчинении ему Кахетии и, выискав коварным образом благовидный предлог, угрожал нападением на царство Теймураза. Устрашенные кахетинцы обратились тогда к своему царю и просили его послать к шаху свою мать с сыном его Александром, чтобы мудрая Кетевань «укротила гнев шаха своею просьбою и умолила бы его оставить свою мысль погубить их». Со слезами передал Теймураз своей матери просьбу своих вельмож и народа. Не предвидя пользы от исполнения этого желания, опытная царица отвечала своему сыну: «ты знаешь, дитя мое, что много раз я принимала на себя бедственное положение Кахетии и не щадила себя для страны, но бесполезно будет предпринимать путешествие к шаху, потому что никакие мольбы не остановят его решение опустошить нашу страну». Несмотря на эти слова Кетевани, народ не переставал умолять ее ехать к шаху ради спасения страны и, всегда готовая жертвовать собою, она решилась исполнить общее желание и в конце 1615 года отправилась к шаху, взяв с собою младшего внука своего, царевича Александра. Ласково принял их коварный Аббас, однако же потребовал, чтобы Теймураз выслал к нему и старшего своего сына Леона, обещая воспитывать обоих детей, как прилично их высокому роду. Напрасно предупреждала Кетевань своего сына не исполнять этого требования шаха; вынужденный народом, который в отказе уступить желанию шаха видел свою гибель, Теймураз выслал к шаху и старшего своего сына Леона. Несмотря на то, он вскоре убедился, что предупреждения ему со стороны матери были не напрасны и что никакими жертвами не отвратить ему бедствий, которые готовились со стороны Аббаса.

«Шах двинулся на нее с огромным войском, - пишет Аракиль, армянский историк, - и по нашествии персов страшные бедствия постигли Иверию: растление девства, смерть старцев, которых нельзя было псреселить в Персию, смерть воинствующей молодежи, отказывавшейся от переселения из отечества в числе пленных, смерть иереев и диаконов, и даже епископов и монашескаго чина обоего пола и отведение их в плен, убиение малолетних, срытие святых могил и сожжение святых храмов и богатого города Греми и всех городов и сел Кахетинских». Царь Теймураз нашел в это время убежище у Имеретинского царя Георгия. Между тем, сыновья его Леон и Александр вместе с бабкою их, царицею Кетевань, томились в это время в темнице в Ширазе, по распоряжению лютого Аббаса. Оба царевича были изувечены, старший из них, не выдержав испытания, скончался.

С христианскою покорностью переносила блаженная Кетевань тяжкие испытания, постигшие ее, и всеми своими чувствами и помышлениями все более и более переносилась в иной мир; темница, в которой содержалась она десять лет, сделалась для нее местом духовных подвигов, которыми приготовилась она к переходу в вечную жизнь. Неусыпными молитвами, ночными бдениями утоляла она свою душу, отрешенную от всяких земных упований. Единственным утешением служила ей возможность устроить в овоей темнице маленькую церковь, в которой духовник ее ежедневно совершал литургию.

Наконец, настало для царицы Кетевани последнее и высшее испытание: шах, давно настаивавший на том, чтобы она отреклась от веры Христовой, ублажая ее всякими блистательными обещаниями, прислал объявить ей окончательно свою волю, чтобы она или отреклась от веры христианской, или готовилась принять жестокие мучения и смерть
Раба Христова не смутилась словами посланнаго от шаха: «Скажи пославшему тебя, - ответила она ему, - что ни смерть, ни жизнь и ничто не может разлучить меня с Христом Богом моим, и невозможно для меня оставить веру мою православную, ради которой готова я принести себя в жертву», и в молчании выслушав дальнейшие убеждения градоначальника, попросила его оставить ее одну на некоторое время, сама же, удалившись в свою темничную церковь, излилась перед Богом в пламенной молитве, чтобы простил ее, укрепил, был помощником сыну ее Теймуразу и «совершающим память ее подавал всегда утешение сердечное». Затем, причастившись Святых Таин и осенив себя крестным знамением, вышла к мучителям своим и сказала им: «Делайте, что замыслили, я готова на все мучения».

И тогда начались страшные истязания над царицей-мученицей, одно зрелище которых трудно было перенести, так что и сам градоначальник, пораженный до слез, поспешил удалиться. Служители царицы поколебались душою и умоляли ее пощадить свою жизнь. Сам иерей, духовник Кетевани, смутился при виде истязаний раскаленными орудиями, и когда и его привели на площадь, где пылал костер для исвоведников Христовых, то готов был уступить настояниям персов. «Чего смущаешься, Имеретин? - громко и повелительно обратилась к нему непоколебимая в твердости Кетевань, - пришло время засвидетельствовать имя Христово! Разве кто-нибудь из отрекшихся от Христа остался вечно жить на земле? Разве не лучше поспешить уйти из этого мира туда, где вечный покой и вечная радость?... Причастимся страданиям Христовым, чтобы причаститься и воскресению Его!»

Эти слова мучевицы Христовой мгновенно, как огнем, попалили малодушие в сердцах, готовых отступить от святых верований, и все воспрянули исповедниками истины и твердо приняли мученическую смерть.

Истязания же Кетевани продолжались, все тело ея было растерзано, из ран в изобилии струилась кровь, раскаленною цепью обожжены были эти раны, и раскаленным котлом покрыта была ее голова, после чего она и скончалась, до последней минуты едва уже слышным голосом призывая имя Отца и Сына и Св. Духа.

Это было 13 сентября 1624 г. Латинские миссионеры тайно взяли тело св. великомученицы и, по смерти шаха, принесли часть св. мощей ее в Тифлис, где с торжеством и неизобразимою радостью приняты были останки ее всем народом и положены в кафедральном соборе великомученика Георгия, называемом Алавердским, под престолом - в новое утверждение Церкви и народа грузинского.

Житие царицы Кетевани описано очевидцем страданий ее, и после него и другими, и в том числе - в стихах - и даровитым сыном ее Теймуразом I.

Из книги "Жития святых" архиепископа Филарета (Гумилевского)

 

]]>
noonesdeal@rambler.ru (Administrator) Грузинские Святые и подвижники Thu, 20 May 2010 16:49:54 +0000
Преподобный Георгий Иверский, Афонский http://rushill.ru/gruzinskie-svyatie-i-podvizhniki/prepodobniy-georgiy-iverskiy-afonskiy.html http://rushill.ru/gruzinskie-svyatie-i-podvizhniki/prepodobniy-georgiy-iverskiy-afonskiy.html  

(† 1066), память 27 июня

Преподобный Георгий Иверский, Афонский, родился в Триалети (область Южной Грузии) в 1009 году (по некоторым данным, в 1014 году) в семье знатных владетелей Марии и Иакова. Его отец по поручению грузинского царя Георгия I (1014 - 1027) ездил к персидскому шаху в качестве посла.
Когда мальчику исполнилось 7 лет, родители привели его в женский Тадзрийский монастырь, где воспитывалась его старшая сестра Тэклэ (Фекла). Здесь святой Георгий провел три года, и дважды за это время был чудесно спасен Промыслом Божиим от гибели (в реке Кция и в пламени пожара, разразившегося в обители).
В 1019 году по просьбе своих дядей (братьев отца), Георгия-писаря и Саввы, подвизавшихся в Хахульском мужском монастыре, отрок Георгий получил благословение настоятеля Хахульского монастыря Макария на воспитание у строгого подвижника Илариона Туалели, который славился образованностью и высотой духовной жизни.
В 1022 году святой Георгий был отправлен в Константинополь, где в продолжение двенадцати лет тщательно изучал науки и получил разностороннее образование.
После возвращения в Грузию в 1034 году он принял иноческий постриг в Хахульском монастыре от блаженного старца Илариона Туалели. Спустя некоторое время инок Георгий, отдав свои одежды нищему и одевшись в его ветхое рубище, отправился на поклонение святым местам Палестины.
После непродолжительного пребывания в обителях на Черной горе (близ Антиохии) инок Георгий отправился на Дивную гору, в монастырь святого Симеона Дивногорца (+ 459). Там он обрел
духовного наставника старца Георгия Молчальника (+ 1068), тоже грузина, жившего в расселине скалы. Три года провел он в монастыре святого Романа (с 1036 по 1039 гг.). В 30-летнем возрасте преподобный Георгий принял великую схиму от старца Георгия Молчальника. Затем, напутствуемый им, он отправился на Афон, в Иверский монастырь. По дороге святой посетил Иерусалим и поклонился Гробу Господню.
Преподобный Георгий прибыл на Афон в 1040 году и продолжил работу над переводом Богослужебных книг и творений святых отцов Церкви, начатую преподобным Евфимием Иверским (память 13 мая).
И поныне Грузинская Православная Церковь признает канонической и допустимой для церковного употребления только ту редакцию Священного Писания, которая принадлежит перу преподобного Георгия Иверского, достойно завершившего труды преподобного Евфимия.
В Житии преподобного Георгия приводится неполный список его переводов с греческого: Большой Синаксарь, Деяния и Послания святых апостолов, двенадцать Богослужебных Миней, Октоих, Триодь (постная и цветная), Требник, Псалтирь, Полный Часослов, "Шестоднев" святого Василия Великого, Послания святого Игнатия Богоносца, Соборные послания святого Кирилла Александрийского, Книга святого Григория Нисского, Книга святого Феодора Студита, Книга деяний VI Вселенского Собора "и много других полезных и святых книг".
Из переводов святого Георгия Иверского с латинского на греческий до нас дошло известное сочинение епископа Дорофея "О 70 учениках Господа". Широко известно также оригинальное произведение преподобного Георгия Иверского "Житие Иоанна и Евфимия", дающее обстоятельные сведения об основании и внутренней жизни Афонского Иверского монастыря при первых его ктиторах и настоятелях - преподобных Иоанне и Евфимии (память 12 июля и 13 мая).
После года послушничества преподобный Георгий в 1042 году был рукоположен в сан иерея и назначен старшим иеромонахом при соборном храме. Он исполнял также обязанности регента. Свободное от Богослужений время святой посвящал переводческой деятельности и поэтическому творчеству. Афонские песнопения преподобного Георгия Иверского, в частности знаменитый "Вечерний звон" (перевод на русский язык И. И. Козлова), были впоследствии переведены на многие европейские языки.
После кончины игумена Иверского монастыря Стефана Хартуляри преподобный Георгий был в 1044 году избран новым настоятелем (трижды жребий указал на него). Попечением нового игумена был перестроен и укреплен соборный храм обители в честь Успения Пресвятой Богородицы и подтверждены права грузин на Иверский монастырь. С этой целью преподобный Георгий посетил Константинополь, где был принят императором Константином IX Мономахом (1042 - 1055) и получил от него жалованную грамоту.
Вернувшись в Иверскую обитель, преподобный оставил после себя настоятелем Георгия Олтисели и отправился на Черную гору, близ Антиохии. Вероятно, он вынужден был это сделать, чтобы оправдать перед Патриархом Антиохийским Феодосием III (1057 - 1076) братию Иверского монастыря, заподозренную греками в неправославии. Преподобному Георгию удалось справиться не только с этой задачей, но и убедить Антиохийского Первосвятителя в канонической законности автокефалии Грузинской Православной Церкви, сохраняющей апостольскую преемственность от святого апостола Андрея Первозванного. Из Антиохии, по приглашению грузинского царя Баграта IV (1027 - 1072), преподобный Георгий отправился в Грузию. В Грузии он провел пять лет: учил народ словом и делом, помогал благоустроению церковной жизни и внедрял свои переводческие труды. Благодаря их высоким научным и литературным достоинствам, они были признаны Грузинской Церковью образцовыми.
Заботясь о духовном просвещении страны, преподобный Георгий отобрал 80 грузинских юношей и отправился с ними на Афон, чтобы отдать их в основанное им же училище. По дороге он посетил Константинополь. Несмотря на уговоры учеников отложить посещение императора, поскольку преподобный Георгий занемог, он, будучи извещен свыше о своей предстоящей кончине, поторопился представить императору Константину Х Луке (1059 - 1067) своих учеников и получил грамоту на их обучение в афонском училище.
На следующий день, 29 июня 1065 года, святой Георгий мирно отошел ко Господу. Тело преподобного было с честью перевезено на Афон, прославленное на пути очевидными знамениями милости Божией. Оно год пролежало в гробе без погребения в храме Всех Святых. Когда гроб был открыт, тело святого оказалось совершенно нетленным: ни один волос не упал с его головы и бороды. Гроб святого Георгия был установлен близ раки святого Евфимия 24 мая 1066 года, в день памяти преподобного Симеона Дивногорца. С согласия Католикоса-Патриарха всей Грузии Иоанна IV (1110 - 1142) ежегодно в этот день совершалась память святого Георгия, приуроченная впоследствии к дню его блаженной кончины, и совершаемая ныне 27 июня.

]]>
noonesdeal@rambler.ru (Administrator) Грузинские Святые и подвижники Thu, 20 May 2010 15:01:19 +0000
Мученик Арчил II, царь Иверский http://rushill.ru/gruzinskie-svyatie-i-podvizhniki/muchenik-archil-ii-tsar-iverskiy.html http://rushill.ru/gruzinskie-svyatie-i-podvizhniki/muchenik-archil-ii-tsar-iverskiy.html  

 

Память его празднуется 21 июня

Св. мученик царь Арчил (VI-VIIвв.) был сыном князя Картли Стефаноза II.
Святой царь Арчил II принадлежал к династии Хосроидов и был прямым потомком царя Мириана (+ 342).
во время правления которого Грузию захватил арабский полководец Мурван Кру (735-736гг.). Глухого, прозванного так грузинским народом за его неумолимую жестокость. Это тот Мурван который мучил и убил князей Аргвети св. Давида и Константина.
Тронным городом Арчила был Кутаиси, но он считался царем всей Грузии. Он пробыл в западной Грузии двенадцать лет, в течение которых присоединил Кахети, Мтианети, Егриси, Абхазию, Самцхе Саатабаго к Грузии. Царь занялся большой строительной деятельностью в Картли, построил множество замков, церквей и монастырей и в Кахети - Герети.
Страна оправилась немного, прекратились разбои арабов, но вскоре арабы вновь появились под руководством Чичнаум Ассама, который захватил Картли и перешел в Кахети. Арчил увидев неисчисляемое количество врага, решил начать мирные переговоры с Чичнаум Ассамом и просить мир для страны и неприкосновенность церкви. Царь понимал, насколько роковым мог стать этот шаг, но выбрал путь самопожертвования во имя спасения страны.
Вначале Чичнаум принял Арчила с большими почестями, но через несколько дней потребовал от него принять ислам, на что Арчил твердо отказал. Тогда Асум, сбросив с себя маску судьи, с гневом потребовал, чтобы царь отрекся от Христа и принял мусульманство. Арчил ответил отказом. Его заковали в цепи и бросили в темницу. После повторного отказа принять ислам, он был казнен. 20 марта 744 года жестоко измученный царь был обезглавлен.  Его изрубили мечами. Но мертвый царь был более страшен, чем живой. Летописец указывает, что смерть царя Арчила преградила путь исламу в Грузии.
Пример царя воодушевил его подданных, как воинов - пример полководца, вступившего в единоборство с врагом. Страна сбросила с себя оковы страха. Имя царя стало знаменем в борьбе за христианство. Даже те, кто принял ислам, узнав о мученической смерти царя-героя, возвращались к вере своих отцов.
Спустя некоторое время ночью грузины тайком перенесли тело великого царя и с почестями захоронили в построенной его самим Ноткорской церкви в Кахети.

Церковь причислилa царя Арчила к лику святых. Днем его поминовения считается 21 июня / 4 июля
Могила первого среди святых царей мучеников великого царя Арчила известна. Она находиться в построенной им же церкви села Нодокра (Ноткора) Тианетского района.

]]>
noonesdeal@rambler.ru (Administrator) Грузинские Святые и подвижники Thu, 20 May 2010 14:56:24 +0000
Преподобный Шио Мгвимский, чудотворец (VI в.) http://rushill.ru/gruzinskie-svyatie-i-podvizhniki/prepodobniy-shio-mgvimskiy-chudotvorets-vi-v.html http://rushill.ru/gruzinskie-svyatie-i-podvizhniki/prepodobniy-shio-mgvimskiy-chudotvorets-vi-v.html  

 

 

Память его празднуется 9 мая и 7 мая - соборно

Преподобный Шио происходил из Сирии, уроженец города Антиохии. С детства он отличался благочестием и чуждался красот мира сего. В то время близ Антиохии в безлюдной пустыне поселился великий сирийский подвижник, авва Иоанн Зедазнийский со своими учениками. К нему и пришел двадцатилетний Шио в поисках духовного наставника. Тайно он ушел от своих родителей и, припав к ногам великого отца восточного монашества, просил принять его в число своих учеников. "Сын мой, блажен ты, ибо будешь ты велик пред Богом, - сказал ему св. Иоанн, - блажен буду и я, потому что назовусь отцом такого отца отцов".
Приняв пострижение от рук аввы Иоанна, Шио проводил жизнь строго подвижническую, постепенно восходя от совершенства к совершенству.
Когда св. Иоанн по велению Божию отправился в Иверию (Грузию), чтобы утвердить в вере просвещенных св. Ниною грузин, то в числе 12 учеников, указанных св. Иоанну Самим Богом, был и св. Шио.
В Иверии святые отцы первое время пребывали все вместе в молитве, богомыслии и суровых подвигах, служа Богу и людям. Через два года св. Иоанна посетила Небесная Покровительница Иверийского царства Пресвятая Богородица вместе с Ее верной служительницей равноапостольной Ниною. Они повелели всем 12 ученикам св. Иоанна отправиться на апостольские труды в разные концы Иверии.
Св. Шио отправился один, как великий хранитель безмолвия. Придя в одно пустынное место на берегу реки Куры, он нашел себе тесную пещеру и в ней поселился, не имея заботы ни о чем телесном. Без пищи и пития он провел 40 дней, упражняясь в непрестанной молитве. На сороковой день враг нашего спасения - диавол, видя такой подвиг святого, с яростью ополчился на него. Не было такой язвы, которой он не пытался бы уязвить его, но все старания беса были напрасны. Св. Шио по-прежнему душевные очи свои держал устремленными к возлюбленному им Христу и, возлагая непоколебимую надежду на Спасителя, был неподвижен. Тогда однажды множество бесов с ужасным шумом и криком обрушились на святого, пытаясь поразить его раз и навсегда, но блаженный Шио, нисколько не смутившись, продолжал свою пламенную молитву. Тогда бесы, в бессильной злобе оставляя святого, сказали. - "Гордый монах, князь наш, который занят теперь убийством Иоанна, завтра придет и погубит тебя". Всю наступившую ночь св. Шио провел в молитве вне пещеры. С рассветом необыкновенный свет осиял его, и он увидел у входа в пещеру Заступницу всех христиан Пресвятую Деву Богородицу со св. Иоанном Крестителем, покровителем пустынножителей, и множеством небожителей. Пресвятая Дева утешила подвижника и вложила ему в руку что-то похожее на хлеб. Когда Шио по повелению Богородицы съел это, то уста его исполнились необыкновенной сладости. С тех пор он уже никогда не испытывал голода. Господь питал его, как пророка Илию в пустыне, посылая каждый день с голубем небесный хлеб.
Вскоре стала собираться братия. Число иноков все умножалось, но не было храма для совершения службы. Прп. Шио, вняв просьбам братии, решил строить церковь. Чтобы узнать, где Богу угодно воздвигнуть храм во славу Его имени, святой взял зажженные угли и ладан, положил их на ладонь и встал на молитву. Вскоре дым от курящегося ладана, подобно столпу, поднялся на высоту и пошел к ущелью, где стояли кельи иноков, и там остановился. Удостоверившись этим знамением, что именно на том месте должен быть выстроен храм, преподобный взялся за постройку, и вскоре была освящена соборная церковь в честь Живоначальной Троицы, Пресвятой Богородицы и св. Иоанна Крестителя.
Обитель все разрасталась. Однажды иноки пришли к св. Шио с жалобой на диких зверей, от которых никому в тех местах не было покоя. По молитве святого все звери собрались в его келье, с поникшими головами ожидая его приговора над ними. Блаженный Шио, выйдя из пещеры, сказал: "Знает Христос, что у меня болит сердце за вас. Но Богу угодно, чтобы эта пустыня наполнилась бы людьми, славословящими Его, а потому идите на другое место. Один же из вас пусть останется здесь, чтобы пасти ослов моей братии". После слов святого все звери пустились бежать от него и остался один только волк, который по слову святого начал пасти ослов, питаясь пищей, которую вкушали сами иноки.
Перед своей кончиной прп. Шио удалился в пещеру, в затвор, на больший подвиг. Тело его окончательно изнурилось от великих постов, трудов, бдений и от страшной сырости пещерной, лицо его почернело и изменилось до неузнаваемости.
Когда наступило время кончины блаженного, то Господь через ангела Своего известил его о дне смерти. Св. Иоанн, также узнав об этом, поспешил к своему возлюбленному ученику. Св. Шио, оставаясь в пещере, попросил к себе иерея со Святыми Дарами, что немедленно и было исполнено. 9 мая, приобщившись Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Бога и воздев руки свои к небу, св. Шио с молитвой предал дух свой Богу.

]]>
noonesdeal@rambler.ru (Administrator) Грузинские Святые и подвижники Thu, 20 May 2010 14:52:59 +0000
Благоверная Тамара, царица Грузинская http://rushill.ru/gruzinskie-svyatie-i-podvizhniki/blagovernaya-tamara-tsaritsa-gruzinskaya.html http://rushill.ru/gruzinskie-svyatie-i-podvizhniki/blagovernaya-tamara-tsaritsa-gruzinskaya.html  

Память  1 мая

Святая царица Тамара происходила из рода Багратидов (Багратионов) и была единственной дочерью царя Георгия III. Воспитала ее высокообразованная тетка ее, Русудан. Не имея детей, кроме св. Тамары, царь Георгий короновал ее на царство, когда ей исполнилось только 18 лет. После его кончины в 1184 г. двадцатичетырехлетняя царица Тамара стала полновластной правительницей Грузинского царства.
Отличаясь высоким благочестием, умом и красотою, царица Тамара мудро правила государством, снискав к себе любовь всего народа. "Я отец сирых и судия вдов", - говорила она. В ее царствование не было ни одного случая смертной казни или телесного наказания. В своем управлении она неукоснительно руководствовалась божественными евангельскими заповедями.
Современники св. Тамары называли ее царем ("мэпэ"), в отличие от царицы ("дэдо-пали"), матерью светоносной, солнцем улыбающимся, сосудом мудрости, тростником стройным, - казалось, не было таких эпитетов, которых бы не давал ей любящий свою царицу народ.
Сразу же по своем воцарении св. Тамара созвала церковный Поместный Собор для устранения неурядиц в церковной жизни. Отрешены были от кафедр недостойные архиереи, смещены злоупотреблявшие своей властью правители, церкви были освобождены от разных повинностей государству. Между Церковью и государством установилась неразрывная связь, возрождавшая благословенные времена равноапостольного царя Константина. Замечательна ее тронная речь на этом Соборе. "Вы, - обратилась она к отцам Собора, - от Бога учинены водительствовать нами. Благостно исследуйте все. Утвердите правду и посрамите скверну. Не угождайте власть имущим за величие их и не пренебрегайте бедняками за их униженность. Вы - словами, я же - делом. Вы - учением, я - подтверждением сего учения. Вы - воспитанием, я - внедрением и укреплением воспитания. Объединимся и сомкнем ряды для защиты и превознесения веры: вы - как духовные отцы, я - как царь; вы - как властители, я же - как бдительный и зоркий часовой..."
Под своей высокой властью св. царица Тамара сумела объединить всех горцев Абхазии, Имеретин и Кахетии. Она сама в военных доспехах шла впереди своего войска против мусульман и бесстрашно поражала их. Один турецкий военачальник, видя помощь Божию, оказываемую благоверной царице в ее ратных подвигах, сдался в плен и обратился в христианство. Во всех походах ей покровительствовал св. Архистратиг Божий Михаил, ибо, по словам летописи, его образ узрели сарацинские пленники поверх престола Тамары, когда предстали перед своей победительницей. Столь велико было доверие к ней мусульман, что ключи от осажденного города Карса они соглашались дать только ей одной, и она уважила их желание, явившись за ними.
Царицей Тамарой были завоеваны Хоросан, Эрзерум, Тавриз. Она одержала победу над грозным для крестоносцев алеппским султаном Нередином и ардебильским султаном. Всюду ниспровергая мусульманство и воздвигая православные храмы, св. царица далеко расширила границы Грузинского царства.
Непокорные горцы-мусульмане смирялись перед ее именем и целыми племенами принимали святое Крещение. Следуя примеру своего прадеда, св. царя Давида Возобновителя, св. Тамара строила многочисленные храмы и монастыри. До сих пор на неприступных скалах Кавказа сохранились церкви и кресты, воздвигнутые в ее царствование. Такие же памятники находятся на побережье Черного и Каспийского морей. Ее попечение распространялось на святыни Эллады, Афона, Фракии, Константинополя, Иерусалима, Исаврии и Кипра.
Имя св. царицы Тамары было известно в ее время в самых отдаленных странах. Царствование св. Тамары является "золотым веком" в истории Грузии.
Она была покровительницей письменности и литературы. В ее время жил знаменитый грузинский поэт Шота Руставели, написавший бессмертную поэму "Витязь в тигровой шкуре", посвященную св. царице Тамаре. Впоследствии придворный поэт принял монашество и подвизался в Святой Земле в грузинском монастыре Святого Креста. Древние великолепные фрески этого монастыря, сохранившиеся до сих пор, являются его произведением.
Св. царица Тамара преставилась ко Господу 18 января 1213 г. Перед своей блаженной кончиной она изрекла: "Христос Бог мой! Тебе вверяю царство сие, мне порученное Тобою, и народ сей, искупленный Честною Твоею Кровию. Тебе же предаю душу мою..."

]]>
noonesdeal@rambler.ru (Administrator) Грузинские Святые и подвижники Thu, 20 May 2010 14:48:56 +0000
600 преподобномучеников, избиенных персами в Давидо-Гареджийской пустыни http://rushill.ru/gruzinskie-svyatie-i-podvizhniki/600-prepodobnomuchenikov.html http://rushill.ru/gruzinskie-svyatie-i-podvizhniki/600-prepodobnomuchenikov.html  

Память их празднуется во вторник Светлой седмицы

Одним из главных рассадников духовного просвещения в Грузии была Давидо-Гареджийская обитель, основанная прп. Давидом Гареджийским, учеником прп. Иоанна Зедазнийского.
По правилам прп. Давида каждый желавший поступить в его монастырь первые три года проводил в полном уединении, в высеченной в скале маленькой келье, недалеко от обители. Многие по истечении этого срока, не желая покидать возлюбленного ими безмолвия, оставались в этих кельях навсегда. К некоторым из них присоединялись другие искатели безмолвия, и таким образом вокруг монастыря еще при жизни прп. Давида основались новые обители числом 12.
Первая из них, храм которой был посвящен Воскресению Христову, - Воскресенская обитель, или Мученическая. Иноки всей этой грузинской Фиваиды имели обыкновение в храмовой праздник из какой-нибудь из 12 обителей собираться все вместе и единодушно праздновать этот день.

В несчастную для Грузии годину, когда христианская кровь безжалостно проливалась от зверонравного персидского шаха Аббаса I, разорившего в 1615 г. всю страну, прп. отцы гареджийские со всех 12 обителей и окружающих их многочисленных келий и пещер собрались в светлую пасхальную ночь, по своему обыкновению, к храму Воскресения Христова для совершения торжественного крестного хода.
Шах Аббас, охотясь в Караягских степях, в ту же ночь остановился на ночлег около обители, не подозревая о ее существовании. К величайшему своему удивлению, он вдруг заметил вдали море маленьких движущихся огоньков, а это монахи всей Гареджийской пустыни обходили крестным ходом маленькую церковь, воспевая радостное для всякой души "Христос воскресе!...". Узнав, что это иноки празднуют Пасху, бесчувственный мучитель приказал всех изрубить, так чтобы к утру ни одной живой души не осталось в обители. Даже приближенные шаха, мало чем уступавшие ему в жестокости, и те пробовали его отговорить от этого бесчеловечного намерения, но вызвали лишь гнев его.
В ночь перед утреней Пасхи Ангел Божий явился настоятелю обители Арсению и сказал ему: "Господь наш Иисус Христос призывает всех вас в эту ночь в небесный Свой чертог посредством смерти от меча. Кто хочет спасти свою жизнь, пусть бежит и скрывается, а кто не хочет - увенчается от Господа".
Объявив братии о бывшем ему видении, игумен предложил всем желавшим сохранить свою жизнь покинуть обитель. Только два послушника, убоявшись смерти, ушли из монастыря, остальные же остались на добровольное заклание.
Окончив крестный ход, отцы отслужили утреню и литургию. Вдруг под конец литургии воины при громе барабанов окружили обитель.
Прп. Арсений, выйдя к ним, со слезами на глазах просил позволить окончить службу, что им и было разрешено. Все иноки причастились Святых Таин, затем надели мантии, настоятель взял в руки жезл и крест и вышел в сопровождении 600 братьев к своим мучителям. "Теперь мы готовы, - смело заявил им прп. Арсений, - делайте, что поведено вам! Стоим пред вами без оружия, не почитаем царя вашего шаха, ни во что ставим закон вашего Магомета, проклинаем и отчужаем его от себя!"
Настоятель первый усечен был мечом, а после него разъяренные воины бросились на святых отцов и истребили всех без исключения.
Несколько воинов вошли во время ограбления обители в маленькую церковь, в которой служил один схимник, старец высокой жизни, они застали его перед самым причастием. Воины хотели мигом повалить с престола Святую Жертву, но старец немедленно принял всю чашу и тем избавил Святые Тайны от поругания. Воин схватил за бороду святого старца и снял мечом честную его главу. Они положили ее на престол. Запекшаяся кровь святого мученика до сих пор является видимым свидетельством этого события.
Два вышеупомянутых послушника, бежавшие из обители, отойдя на некоторое расстояние, обернулись назад и увидели, что с неба спустилось на обитель множество венков, а два из них жалко плыли в воздухе вверх. Увидя это, они скорыми шагами поспешили обратно к монастырю. На дороге они встретили разъяренных воинов. Перед ними послушники бесстрашно исповедали Христа Богом, а Магомета прокляли. Их тут же изрубили на мелкие части.
Со временем на месте их мученической кончины выросла роза, растущая до сего дня посреди безводной сухой и каменистой почвы. Многие с верою приходящие к ней от ее листьев получают исцеление недугов.
Мощи святых мучеников были положены в алтаре посвященной им церкви, где они источают благовонное миро и подают исцеления всем чтущим память преподобномучеников Гареджийских.

]]>
noonesdeal@rambler.ru (Administrator) Грузинские Святые и подвижники Thu, 20 May 2010 14:34:30 +0000
Благоверный Давид III Возобновитель, царь Иверии и Абхазии http://rushill.ru/gruzinskie-svyatie-i-podvizhniki/blagoverniy-david-iii-vozobnovitel-tsar-iverii-i-abchazii.html http://rushill.ru/gruzinskie-svyatie-i-podvizhniki/blagoverniy-david-iii-vozobnovitel-tsar-iverii-i-abchazii.html  

(† 1125),  Память 26 января

Святой царь Давид III Агмашенебели (восстановитель, строитель, зиждитель) вступил на престол в мрачное время, когда сельджуки громили всю Переднюю Азию. Продвигаясь на север без заметного сопротивления, они в 1079 г. дотла разорили Армянское царство, которое после этого перестало существовать как самостоятельное государство. Грозное полчище этих кочевников, усиленное и другими магометанскими племенами, стало угрожать Грузии. В ряде успешных столкновений войска грузинские под предводительством самого царя Давида отодвинули сельджуков далеко от границ царства.
Тридцатишестилетнее царствование царя Давида было расцветом Грузии как в военном, так в особенности и в культурно-просветительном отношении. Сам ученый и книжник, царь всемерно способствовал распространению знаний как в самом царстве, так и в грузинских церковных и культурных центрах за пределами царства.
В Петрицоне (нынешний Бачково в Болгарии) процветала грузинская семинария, единственное в своем роде учебное заведение в Византии. Из Петрицонского монастыря вышел ученый монах, философ и церковный писатель Иоанн Петрици. Старанием св. царя Давида была открыта при Иверской лавре на Афоне Духовная академия, в коей под руководством грузинских монахов-богословов обучались кроме грузин славяне и румыны.
Св. царь Давид отличался глубоким христианским настроением, проникавшим всецело его жизнь. Милосердие, безграничная благотворительность и нищелюбие были врожденными свойствами этого всеми любимого царя.
При царе Давиде Грузия застраивалась монументальными храмами и монастырями, из коих особо замечательны по своей архитектуре собор Ошки (ныне в пределах Турции) и уцелевшие до сих пор монастыри - Гелатский, Рождества Пресвятой Богородицы (в 10 верстах от Кутаиси) и Шио-Мгвимский (в районе Мцхеты). В главном храме Гелатского монастыря в числе многих сокровищ хранятся две драгоценные иконы Богородицы: одна - дар византийского императора Алексея Комнина, а другая, усыпанная бриллиантами и жемчугами (свыше 100), именуется Хахульской и писана, по преданию, евангелистом Лукой.
Св. царю Давиду принадлежит умилительное церковное произведение - "Песнь покаяния", оканчивающаяся следующими словами, явственно выражающими душу святого царя: "Когда настанут невзгоды, сгинет величие царское, иссякнет слава, деяния упразднятся, цветение иссохнет, иной воспримет скиптр, к иным пристанут дружины, - тогда ущедри меня, Судие мой, Иисусе Боже..." Царь любил повторять: "Как ни был бы занят человек, для книги у него должно найтись время".
Мощи св. царя Давида почивают в главном храме Гелатского монастыря. Там же стенная его фреска с припиской внизу: "Это - покой мой навеки: здесь вселюсь, ибо я возжелал его" (Пс.131:14).

]]>
noonesdeal@rambler.ru (Administrator) Грузинские Святые и подвижники Thu, 20 May 2010 14:30:44 +0000
Святой мученик Або Тифлисский (Тбилисский) http://rushill.ru/gruzinskie-svyatie-i-podvizhniki/svyatoy-muchenik-abo-tiflisskiy-tbilisskiy.html http://rushill.ru/gruzinskie-svyatie-i-podvizhniki/svyatoy-muchenik-abo-tiflisskiy-tbilisskiy.html  

 

(† 786), Память 8 января

Або Тбилисский/Тифлисский [груз. Або Тбилели; от араб. «або» - отец] (757-758, Багдад - 6.01.786, Тбилиси) - мученик Грузинской и Русской Православных Церквей (пам. 8/21 янв.); почитается как небесный покровитель и защитник Тбилиси.

Будучи арабом по происхождению, св. Або жил в Багдаде и занимался изготовлением благовонных мазей. Известно, что он был грамотен и имел «многих братьев и сестер». В 775 г. правитель (эрисмтавар) Картли (Восточная Грузия) Нерсе, проведший в результате клеветнического доноса 3 года в багдадской тюрьме и оправданный только что взошедшим на престол халифом Ал Мансуром, был отпущен на родину и взял с собой недавно поступившего к нему в услужение Або, бывшего в то время юношей 17-18 лет. В Тбилиси, столице Тбилисского эмирата, входившего в состав Арабского халифата, Або быстро и легко выучил грузинский язык и письмо, стал посещать православные богослужения и прилежно изучать Священное Писание. Неоднократно вступая в споры с вероучителями, Або в конце концов отверг в сердце мусульманскую веру. Однако, не имея возможности открыто объявить себя христианином из-за боязни соплеменников-арабов, юноша стал тайно вести аскетический образ жизни и постоянно искать случая принять крещение в безопасном месте.

В 781 г. Нерсе, повторно подвергшийся доносу, вновь был вызван для разъяснения дела в Багдад. Но, боясь расправы, эрисмтавар отправил свою семью в Абхазское царство (в то время - территория Западной Грузии от Кавказского хребта до Трапезунда), где царицей была его мать, а сам вместе со свитой, в составе которой был и Або, бежал в Хазарию - по всей видимости, чтобы выработать план дальнейших действий в борьбе против общего врага - арабов. Увидев, что здесь «много селений и городов, которые живут беспрепятственно в вере христовой» (по-видимому, здесь имеется в виду часть политической Хазарии - страна готов-тетракситов, занимавшая территорию от Керченского пролива до устья Дона и имевшая свою христианскую кафедру), Або безбоязненно принял крещение «от рук честных пресвитеров». Спустя некоторое время Нерсе со спутниками наконец прибыли в Абхазию, которая «была защищена от страшных сарацин», так как являлась «достоянием царя христолюбивых ионян» (т. е. - Византийской империи), где новокрещенного Або встретили с большой радостью сам князь, епископ и священники. Юноша, увидев, что в пределах Абхазского царства «нет ни одного неверующего», проникся священной радостью и принял на себя трехмесячный подвиг молчания и поста, вкушая пищу лишь после причастия по субботам и воскресеньям, а после Пасхи принялся без устали славить Бога.

В 782 г. узнав, что халиф посадил управлять Картли его племянника Стефаноза, Нерсе при условии отказа от политической деятельности наконец смог вернуться домой. Князь абхазский не желал отпускать от себя св. Або, убеждая его, что арабы не простят ему, их брату по крови, отказа от исконной их веры, но мученик ответил ему словами Христа: "Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме" (Мф., 5:15). В Тбилиси Або уже открыто стал проповедовать соплеменникам учение Христа, что в условиях активной исламизации арабами грузинского населения считалось государственным преступлением. Спустя 3 года Або, которого долго и безуспешно пытались отговорить от исповедания Христа знавшие его горожане, был заключен в тюрьму новым тбилисским эмиром, однако через несколько дней эрисмтавару Картли Стефанозу удалось освободить его. Тогда противники святого вновь подали жалобу на него во дворец эмира. Або был предупрежден о готовящемся аресте, но отказался покидать пределы города, сказав: «Я готов не только страдать за Христа, но и умереть». Будучи схваченным и представленным на суд эмира 27 декабря 785 г., в день памяти св. первомученика Стефана, Або подвергся искусу богатством и славой, но остался тверд в вере. Проведя в темнице 10 дней, Або все это время пребывал в непрерывной молитве и посте, продал все, что у него было, и кормил находившихся с ним в заключении узников. Продолжая подвергаться и там уговорам и угрозам со стороны служителей эмира, Або остался непоколебим.

Накануне своего мученического подвига юноша сказал заключенным вместе с ним, что на следующий день разлучится с телом, продал свою одежду и купил ладан и свечи, разослав их по всем церквям города с просьбой молиться об укреплении его духа. 6 января, в день Крещения Господня, Або был проведен по всему Тбилиси до дворца эмира. По дороге мученик пел псалмы и утешал сочувствующих и плачущих по нему христиан. Представ последний раз перед судом эмира, святой вновь исповедовал веру Христову, и по приказу рассвирепевшего судьи отсечь ему голову, был выведен во двор эмирских палат у входа в церковь Сорока мучеников (совр. участок дороги, ведущей от тбилисских серных бань к ботаническому саду). Трижды палачи совершали несмертельные удары, надеясь, что страх близкой смерти заставит юношу отречься от Христа, но святой мужественно перенес муки и предал душу Богу.

Боясь, как бы подвиг святого не возбудил волнений христиан в городе, служители эмира спрятали его тело, одежду и даже землю, куда впиталась его кровь, в дорожном мешке и отвезли на общественное кладбище на скалистом берегу р. Мтквари (совр. Кура). Во избежание возможных слухов о воскресении мученика и поклонения его честным останкам, тело св. Або было решено сжечь. Кости, не поддавшиеся огню, и пепел христоборцы зашили в шкуру овцы и бросили в реку. Когда служители эмира ушли, на место сожжения тела св. Або, отбросив всякий страх перед арабами, стали стекаться христиане, неся в руках свечи и ладан: они брали землю с этого места, целовали ее, и многие исцелялись от болезней. Когда же стемнело, в небе взошла яркая звезда, которую видели все горожане. Арабы, думая, что христиане зажгли свет, пытались приблизиться к утесу, но не смогли, объятые страхом. В следующую ночь над мостом, куда были брошены останки мученика, «воссиял, как молния, столпообразный свет», исходящий из глубин воды.

Позже на месте сожжения св. Або на скале над Курой был воздвигнут храм Метехи, где хранилась чудотворная икона святого. В XIX веке С. В. Сафонов, получивший исцеление от нее, устроил в каменной скале часовню, которая в 1868 г. была возобновлена и украшена попечением М. Сабинина, а в начале XX в. разобрана.

Житие («Мученичество») святого Або было написано в 786-790 гг. свидетелем его мученической кончины и близким его другом Иоане Сабанисдзе по просьбе Католикоса Картли Самуила VII (780-784). По мнению исследователя текста, выдающегося груз. ученого проф. К. Кекелидзе, автор «Мученичества» является высокопоставленным светским лицом, получившим прекрасное образование, о чем свидетельствуют его обширные знания и свободный и легкий язык. Сабанисдзе в своем произведении проповедует идею острой необходимости духовного возрождения Грузии: вследствие невыносимой политики арабов, направленной на социально-религиозное угнетение грузин, грузинская нация, считает он, подвергается угрозе национального вырождения. Св. Або в его представлении - «молитвенник за всю землю Картлийскую», символ всей объединенной во Христе Грузии, ибо «через него обновилась любовь Христа к нам, и вера наша в Него, ибо мы смешались с народом чуждым, с хулителем веры нашей...». Мученический подвиг св. Або, араба по происхождению и воспитанию, представляется автором как укор и назидание грузинам, «держащим христианскую веру 500 с лишним лет».

«Мученичество» признано одним из основных источников изучения истории Грузии 2-й пол. VIII в. Оно в значительной степени восполняет краткие и сухие сведения официальной хроники Грузии «Картлис Цховреба» (Житие Картли), содержит много живых картин эпохи и дает выходящие за пределы хроники сведения относительно соседних с Картли стран — Абхазского царства, Хазарии, Византии и Аравии. «Мученичество» делится на 4 части: «Наставление для благочестивого», «Крещение Або», «Мучение Або» и «Похвала святому Або», предваренные письмом Католикоса Самуила VII, предлагающего Иоане Сабанисдзе описать мучение св. Або, и ответом автора Католикосу.

В сочинении Сабанисдзе обнаруживается знакомство автора с некоторыми произведениями довольно богатой агиографической литературы, существовавшей в то время на грузинском языке - как переводной, так и оригинальной. Оформление текста автор частично заимствует из жития «Святых сорока мучеников, которые пострадали в г. Севастии» свт. Василия Великого, особенно останавливаясь на схожести обстоятельств их подвига с подвигом св. Або. Композиция текста аналогична «Мученичеству Стефана Первомученика», символическое учение об именах Иисуса Христа, содержащееся в 1-й части, автор заимствует из произведений Епифания Кипрского «О Пасхе» и [Пс-] Дионисия Ареопагита «Об именах Божиих». При составлении своего текста автор также использовал грузинские оригинальные жития V в. «Мученичество Шушаники» и «Мученичество Евстафия Мцхетского».

«Мученичество» св. Або Тбилисского было популярно в Грузии и входило в древние литургические сборники «Мравалтави» (Многоглавы). Существуют также синаксарные редакции жития, которые неоднократно издавались.

Наталья Крашенинникова
]]>
noonesdeal@rambler.ru (Administrator) Грузинские Святые и подвижники Thu, 20 May 2010 14:25:22 +0000